Детские портреты кисти Шардена и по сей день восхищают зрителей. Даже и закованные в неудобные, “деревянные” камзольчики и тяжелые платьица, дети на картинах мастера все равно выглядят непосредственными и подвижными. Работая над детским портретом, Шарден предпочитал изображать ребенка “в действии”, занятым каким-либо делом. Выставляя детские портреты, он, опять-таки, называл их обыкновенно не “портретами”, а жанровыми сценами.
Подобных “сцен” в творческом наследии Шардена предостаточно. К ним можно отнести, например, картину “Мальчик с юлой”. Она была показана в Салоне 1738 года и сразу же стала столь популярна, что художник написал еще несколько работ, варьирующих тему игры мальчика с волчком.
Вверху вы можете видеть копию “Мальчика с юлой”, сделанную автором в 1741 году.
Неизменным спросом пользовались и гравюры с шарденовских детских портретов, как правило, снабжавшиеся подписью морализаторского содержания. Так, на гравюре, сделанной с “Мальчика с юлой”, читаем: “Отдавая себя всецело в руки Судьбы, человек превращается в бесконечно крутящийся волчок” . Нужно ли говорить, что Шарден не имел никакого отношения к моральным сентенциям этого рода? На следующей странице помещена картина “Девочка с воланом” , написанная мастером в пару к “Карточному домику”.
Этот портрет маленькой барышни, разрумянившейся от игры в волан, несомненно, принадлежит к числу шедевров французской жанровой живописи XVIII столетия. Замечательны также “воспитательные картины” Шардена, к которым относится, в частности, “Молитва перед обедом”, где художник ясно высказывает свою точку зрения на проблему “воспитания добрых нравов”, так заботившую философов того времени.