Начиная с 1901 года Пикассо вырабатывает собственный стиль, который характеризует так называемый “голубой период” в его искусстве. Художник пишет исключительно в холодной, сине-голубой гамме. Персонажи его картин – нищие, больные или выброшенные из жизни люди.
Холодный колорит придает произведениям то грустное, то трагическое звучание. Тема обездоленных переходит в следующий, так называемый, “розовый период” творчества Пикассо. Грусть его носит теперь более светлый, лирический оттенок.
Колорит картин строится на сочетании нежных розовых и голубых тонов.
Художника привлекают сюжеты из быта странствующих циркачей. Перед зрителем проходит их жизнь – тяжелая, нищая, хотя и не лишенная своеобразной романтической прелести. Особую роль в этих картинах играет тема душевной близости, нежной любви или товарищества.
Маленькая гуашь, находящаяся в собрании Эрмитажа, прекрасно характеризует искусство Пикассо “розового периода”.
Тихая и верная дружба связывает тщедушного мальчика и собаку – простую дворнягу с умной мордой, доверчиво прижимающуюся к ноге своего маленького хозяина, в то время как тот гладит ее по голове. Пикассо подчеркивает худобу мальчика, несколько нарушая пропорции его тела, но эта деформация только подчеркивает производимое впечатление и потому служит усилению правдивости.
Картина трогательна без сентиментальности, она глубоко человечна. Изображая худого, бледного, большеголового ребенка, голодного и одетого в рубище, художник не унижает его достоинства, но придает его образу тонкую поэтичность. В “Мальчике с собакой” проявляется высокий гуманизм Пикассо, составляющий главную черту всего его искусства.
Картина поступила в Эрмитаж в 1935 году из Государственного музея нового западного искусства в Москве.