Напряженное ожидание чуда – прихода эры Майтрейи, нарастающее от картины к картине, получает патетико-символическое “разрешение” в седьмой, заключительной работе серии – “Майтрейя Победитель”. В клубах алых облаков на огненном коне мчится под знаменем Шамбалы Благословенный Ригден-Джапо, Владыка легендарной страны, ведя свое воинство на последнюю духовную битву. Пламенеющее небо озаряет вершины далеких гор, скалистый берег с темными провалами пещер, согревая лучами надежды коленопреклоненного путника, застывшего в молитвенном созерцании у ног Майтрейи.
Монументальное изображение Владыки, высеченное в скале, словно связывает разные пространственно-временные планы. “Две руки к небу, как зов дальних миров. Две руки вниз, как благословение земле. Знают – Майтрейя идет” – так описывает Н. К. Рерих древний скальный рельеф близ Маульбека.
Совмещение категорий прошлого, настоящего и будущего реализовано не только в логике сюжетно-тематического мотива, но и в самом образе Майтрейи, как бы сочетающего три ипостаси.
Спаситель мира – Майтрейя, символ Новой Эры, зримо и незримо “проходит” через все полотна серии, так же как и Его вестники – красные всадники, спешащие исполнить “приказы великой мудрости”.
Полотно “Майтрейя Победитель” концентрирует и активизирует не только основные идейно-смысловые, но и стилистические особенности цикла. Живописная палитра художника, построенная на сурово-торжественной гамме контрастных холодных и теплых тонов, достигает в ней предельной интенсивности. Так, розовый цвет “уплотняется” до ало-малинового, голубовато-синий – до фиолетового, золотисто-желтый – до бархатно-коричневого, шоколадного.
И эта напряженная насыщенность колорита в сочетании с жестким силуэтом и широкой, темпераментной манерой письма сообщают полотну необычайно мощный энергетический посыл.
Картины с изображением Владыки Шамбалы открывают и завершают серию. В первом случае художник использует, как указывалось, приемы тибетской живописи, во всех последующих – западной. Совмещение в создании Образа-Знака двух, казалось бы, взаимоисключающих изобразительных методов символизирует объединение Востока и Запада на пороге Мировой Общины.
Серия “Майтрейя” стала этапной в творчестве Н. К. Рериха.
В этой серии впервые нашли живописное воплощение великие символы Азии, связанные с Гималайским Братством – Шамбала, Майтрейя, Чинтамани. Собранные в одном цикле, они дали возможность художнику через конкретный бытовой мотив, сказание и легенду корректно приоткрыть восточную эзотерику, дав намек на Великую Реальность.
Серия вместе с циклами положила начало новому восточному периоду в художественной практике мастера, связанному с постижением и отражением таинственного Материка – Сердца Азии. Путешествие обогатило Н. Рериха необычными образами, темами, сюжетами, красками, подсказанными самой горной природой, что нашло непосредственное отражение в его изобразительной системе. В работе над этими полотнами окончательно сформировались стилистические особенности зрелого творческого метода художника.