Картина Рафаэля Санти “Мадонна в зелени” или “Мария с младенцем и Иоанном Крестителем”. Размер картины 113 x 88 см, дерево, масло. Заказчик картины – Таддео Таддеи. Во Флоренции Рафаэль создал цикл “Мадонн”, свидетельствующий о наступлении нового этапа в его творчестве.
Принадлежащие к наиболее известным из них “Мадонна в зелени” , “Мадонна с щегленком” и “Мадонна-садовница” представляют собой своего рода варианты общего мотива – изображения молодой красивой матери с младенцем Христом и маленьким Иоанном Крестителем на фоне пейзажа.
Это также варианты одной темы – темы материнской любви, светлой и безмятежной. Во всех трех картинах фигуры группируются в восходящую к Леонардо, пирамидальную композицию; плавность контуров и пластика объемов составляют основу их изобразительного языка. Мягкий лиризм этих образов усиливается уже испытанным у Рафаэля мотивом – развернутым пейзажным фоном.
Лучшая из названных работ – венская картина “Мадонна в зелени”, которая выделяется красотой идеального типа Марии, плавностью параболических контуров ее фигуры.
Что касается “Мадонны с щегленком” и луврской “Садовницы”, то в них появляется тот оттенок наивной сентиментальности и внешней красивости, который в последующие века привлек к Рафаэлю многих почитателей академического толка, но который отнюдь не является сильной стороной художника, в лучших своих произведениях свободного от этого недостатка. Нужно также сказать, что в овладении языком флорентийских живописцев Рафаэль иногда усваивал не только их достоинства, но и ограниченные стороны, и в частности характерное для многих из них отсутствие подлинного колористического видения.
Разумеется, нет необходимости требовать от Рафаэля преимущественного выделения цвета в качестве главного элемента изобразительного языка – это оказалось бы в непримиримом противоречии с их изобразительной системой. Но нужно иметь при этом в виду, что Рафаэль обладал от природы колористическим даром, и если в венской картине “Мадонна в зелени” он дал пример умеренного, но тонкого использования колорита в рамках флорентийской образной системы, то в картинах “Мадонна с щегленком” и “Мадонна-садовница” появляется равнодушие к цвету, отрицательно сказывающееся на художественных достоинствах обеих картин.