Картина Пармиджанино “Мадонна со святой Маргаритой и другими святыми”. Размер картины 222 x 147 см, дерево, масло. Полное название картины – “Мадонна со святой Маргаритой, апостолом Петром, святым Иеронимом и архангелом Михаилом”.
В эволюции маньеризма можно проследить два основных этапа.
Первый из них охватывает 20-30-е годы 16 века и включает в себя творчество ряда живописцев римско-тосканского и эмилианского круга. Уже в эти годы маньеризм определяется как направление, противостоящее передовым, основанным на ренессансных традициях устремлениям итальянского искусства. Микеланджело, ряд мастеров Венеции и террафермы решают в обстановке все сгущающейся феодальной реакции новые проблемы, которые ставила перед ними действительность, тему трагической сложности взаимоотношений личности и мира, с гуманистических ренессансных позиций.
Сохраняя веру в значительность человека, они развивают и обогащают принципы ренессансного реализма, воплощая в образной форме наиболее актуальные идеи своего времени. В то же время приверженцы маньеризма в этот смутный период пишут картины в основном на библейские сюжеты, больше делая акцент на внешнюю красивость изображаемых моделей.
Композиционно настоящая картина построена по принципу “змеевидно-спиралевидного” непрерывного движения к центру картины, при том, что персонажи изображаемого на картине события находятся в относительном покое. Принимая во внимание, что основными действующими лицами многих картин итальянского художника являются Богоматерь с маленьким Христом, такое композиционное решение вполне оправдано.
В последние десять с небольшим лет своей недолгой жизни Пармиджанино исполнил три лучшие свои религиозные картины – “Мадонна со святой Маргаритой и другими святыми” , “Мадонна с розой” и прославленную “Мадонну с длинной шеей” , ставшие его своеобразным творческим завещанием.