Симоне Мартини – один из виднейших мастеров сиенской школы XIV века. Искусство Сиены находилось под воздействием северной готики. Нарядность, декоративность, утонченное изящество-черты, отличающие живопись Сиены,- характерны и для Симоне Мартини.
Вместе с тем, на него оказало влияние творчество одного из первых мастеров итальянского Возрождения, флорентийского живописца Джотто.
Глубоко одухотворенное искусство Симоне Мартини созвучно лирической поэзии Франческо Петрарки, с которым художника связывала большая дружба. Для Петрарки Мартини написал портрет Лауры, нежно любимой поэтом и воспетой им в стихах. Картина Мадонна” относится к позднему периоду творчества Симоне Мартини, времени пребывания его на юге Франции, в Авиньоне, в 1339-1342 годах.
Она представляет собой створку диптиха, в котором была изображена сцена благовещения.
В картине пленяют красивое сочетание золотого фона с красным и синим тонами одежд, певучая плавность линий, изящное движение тонких рук Марии. В удлиненных пропорциях, изогнутом силуэте фигуры ощущается влияние готики. Долгое время считалось, что вторая створка с изображением архангела Гавриила, принесшего Марии весть о предстоящем рождении Христа,- утрачена.
Ныне существует предположение, что этой створкой является хранящийся в Национальной галерее Вашингтона Архангел”, размеры которого и орнамент обрамления совпадают с эрмитажной картиной. Мадонна” находилась в собрании графа Г. С. Строганова в Риме. В 1911 году согласно завещанию владельца была передана в Эрмитаж.