Это, большое по размеру произведение, была заказана одним из аристократов для своей неаполитанской часовни. Сюжет картины основан на истории описанной в Книге Тобита. Архангел Рафаил, которого Рафаэль считал своим ангелом-хранителем, – идеал ангела как духа-хранителя, в особенности защитника молодых, а также паломников и других путников.
В ренессансной Италии было традицией в ознаменование отъезда сына в далекий город или страну заказывать картину на сюжет с присутствием Товии и ангела, причем изображение Товии должно быть похоже на отправляющегося в путь сына семейства. Архангел Рафаил представляет Деве Марии с Младенцем, возведенной на трон, молодого Товию, который держит рыбу. Вернувшись к отцу, Товия, согласно истории в Ветхом Завете, Вылечил слепоту отца. Справа – Св.
Иероним со львом и великолепная книга.
Вице-король Неаполя герцог Медина де лас Торрес приложил немало стараний, чтобы завладеть этой работой, и когда его усилия увенчались успехом, с гордостью подарил картину Рафаэля Филиппу IV. Написанная в Риме, “Мадонна с рыбой” значительно отличается от ранних Мадонн художника. Ни в композиции, ни в цветовой гамме уже нет той умилительной лиричности, столь характерной для флорентийского периода его творчества.
Все полотно решено на контрасте теплых желтых и холодных зеленых цветов.
Единственный красный акцент в одежде Св. Иеронима смотрится как ответ более ярких одежд Товия и архангела рядом с ним. Мадонна погружена в себя, И, хотя лицо обращено к Товию, ее мысли далеки.
Маленький, не по детски серьезный Христос как бы ведет внутренний разговор с обращенным к нему архангелом Рафаилом. Несмотря на симметричность композиции и приглушенность цветовой гаммы, картина вызывает чувство тревоги.