Картина флорентийского художника Алессандро Аллори “Мадонна с младенцем”. Размер картины 131 x 117 см, холст, масло. Картина имеет и другое название “Аллегория христианской веры”. Картина приобретена в коллекцию Эрмитажа из собрания испанского посла в России Пайса де ла Кодена в 1834 году.
Слово Мадонна с давнего времени употребляется в Италии преимущественно как наименование Пресвятой Девы, Богоматери при молитвенных обращениях к ней, а также служит для обозначения ее икон и изваяний.
В этом втором, художественном значении слово Мадонна перешло из итальянского языка и в другие западноевропейские языки. Самые древние изображения Мадонны, относящиеся ко II и III векам, известны по стенной живописи римских первохристианских катакомб, которая представляет Мадонну или в виде оранты – женщины с покрывалом на голове, с распростертыми и воздетыми вверх руками, или с младенцем Христом на лоне, или в виде молодой матери, сидящей и держащей на своих коленях младенца.
По мере пробуждения внимания к природе и к памятникам классической древности, изображения Мадонны все более и более освобождаются от византийского влияния и, став одной из любимейших задач художественного творчества в Италии, получают все большее и большее разнообразие, все сильнее и сильнее отражают в себе индивидуальность своих исполнителей.
И, наконец, в цветущую пору Возрождения изображения Мадонны достигают высокого совершенства: Мадонна является в картинах живописцев идеалом женской красоты и грации, девственной чистоты, смирения, молитвенного умиления, родительской нежности – то скромной матерью, всецело погруженной в заботы о своем малютке-Сыне, то юной девой, объятою священным экстазом, то величественной, но кроткой царицей, милосердно взирающею на прибегающих к ее заступничеству.