Картина “Мадонна с картезианским монахом” написана художником около 1425 года. В картинах Яна ван Эйка достаточно очевидно, что любой предмет, переданный, казалось бы, со всевозможной подробностью и убедительностью, обладает некоторыми свойствами, которые в значительной мере лишают его обыденной естественности.
По существу, даже нельзя сказать, что художник видит предмет в совокупности его реально-бытовых черт, ибо Ян ван Эйк останавливает внимание преимущественно на таких качествах, которые могут выразить красоту и просветленность жизни. Не случайно предметы в нидерландской живописи 20-30-х годов 15 века кажутся часто невесомыми. Уже одни эти свойства позволяют говорить о наличии в методе братьев Яна и Хуберта ван Эйк черт своеобразия, резко отличающих их творчество от живописи художников итальянского Возрождения.
Еще отчетливее это своеобразие проявляется в видении человека. Художник Ян ван Эйк в своей картине “Мадонна с картезианским монахом” не стремится к жанровой достоверности и к самодавлеющей монументальности образа мадонны. Характерно, что люди в произведениях Яна и Хуберта ван Эйка, а также их современников оказываются не столько активно действующими лицами, сколько своего рода свидетельствами и реальными воплощениями совершенства и красоты мироздания.
Художник Ян ван Эйк тяготеет к реальности, но пытается уловить в ней отблеск извечной красоты. Поэтому, достигая величайшей остроты в передаче натуры, нидерландский живописец Ян ван Эйк никогда не прибегает к ее жанровой повседневной трактовке.