Произведений флорентийского мастера Чимабуэ, творчество которого связывают с эпохой Проторенессанса, сохранилось немного. Он работал во Флоренции, Пизе, Риме, Ассизи. Дж. Вазари сообщал, что Чимабуэ пользовался популярностью и имел много учеников, среди которых был Джотто.
Данте упоминал о Чимабуэ в “Божественной комедии” как о мастере, превзойденном только Джотто.
Развитие творчества художника связывают с традициями византийской живописи и с так называемой “греческой манерой” в итальянском искусстве XIII в. Под воздействием новых идей, обращенных к живому чувству религиозности, художник отошел от суховатых форм “греческой манеры”. В его образах нет условности, они наделены классической красотой, обладают большой пластичностью.
Линии художника плавны и мягки, он бережно моделирует форму, соединяет сдержанную “чувственность” с возвышенностью. Другие известные произведения: “Распятие”. Ок.
1274. Музей Сайта Кроче, Флоренция; “Мадонна на троне”. Ок. 1279-1280.
Галерея Уффици, Флоренция; росписи с эпизодами из жизни Марии, апостола Петра и из Апокалипсиса. Ок. 1279-1280.
Базилика в Верхней церкви Сан Франческо, Ассизи.