Картина Пармиджанино “Мадонна на троне, Захария, Иоанн Креститель и Мария Магдалина”. Размер картины 73 x 60 см, дерево, масло. Ранняя слава ничуть не испортила молодого художника.
Он с усердием изучал творения великих мастеров, был, как вспоминают современники, изыскан и приятен в обращении.
И чрезвычайно много работал. За трудами Пармиджанино совсем не заметил, что Рим оккупировали войска Карла V Габсбурга. Существует легенда, что художник даже не отвлекся от очередной своей картины, когда в его дом вломились немецкие солдаты.
Как сообщает Вазари, солдаты были так поражены его творением, что не осмелились причинить ему какое-либо зло. По свидетельству Вазари немцы, защищавшие Пармиджанино ради его прекрасного таланта, сменились другими, менее чувствительными к изящным искусствам.
В один прекрасный день, когда художник направлялся к кому-то из своих друзей, он был схвачен солдатами, и ему пришлось отдать им немногие имевшиеся у него скудо, чтобы они отпустили его, не причинив ему вреда. Вазари сообщает, что этим обстоятельством был расстроен не столько сам живописец, сколько его дядя, решивший отослать его от греха подальше на родину. Пармиджанино, однако, отправился не в Парму, а в Болонью, где прожил довольно долго в доме одного из своих приятелей, зарабатывавшего на жизнь изготовлением седел.
В Болонье художник много работал над рисунками и гравюрами. Для изготовления последних он имел при себе некоего мастера Антонио из Тренто. В одно прекрасное утро этот мастер, пока Пармиджанино еще спал, выкрал из его сундука все гравюры на меди и на дереве, а также и все рисунки, и скрылся с ними в неизвестном направлении.
Гравюры, впрочем, скоро нашлись – Антонио оставил их у кого-то из своих знакомых. Рисунки же исчезли бесследно. Но нет худа без добра: в отчаянии, что все его “графические труды” пошли прахом, Пармиджанино вновь обратился к живописи.
В этот период и была написана его картина “Мадонна на троне, Захария, Иоанн Креститель и Мария Магдалина”. Кроме Мадонны и Марии Магдалины художник изобразил ветхозаветного пророка Захарию и златокудрого Иоанна Крестителя, нежно обнимающего маленького Христа.
Вся работа написана художником в серо-голубых тонах, придающих библейскому сюжету оттенок эфемерности, некоторой непричастности к окружающему миру. Выписанные с утонченным изяществом лица Богоматери и Марии Магдалины лишены материальности и человеческой теплоты, лицо же пророка одухотворенно и значительно.