Эта картина – крупнейшее произведение ван Эйка после Гентского алтаря. И вновь ощущение реальности в передаче пространства, света и предметов, а также эффект присутствия фигур захватывает дух зрителя. Такое стало возможным благодаря специальным техническим приемам, опередившим новые “академические” правилаитальянской Живописи того времени, с которыми ван Эйк наверняка был знаком.
Компактная и симметричная группа фигур окружена колоннадой в форме полукруглой апсиды. Основания передних колонн не сочетаются с перспективой пола. Это несоответствие намеренное и является следствием пространственной схемы ван Эйка, которая основана на местных точках схода.
Такой метод позволил художнику создать впечатление реального большого пространства, которое находится рядом со зрителем.
Система заключается в делении плана картины на несколько совмещенных зон, причем у каждой из них – своя точка схода. Возможно, это не настолько эмпирическая и интуитивная система, как принято считать, но она представляет конкурентоспособную альтернативу итальянской системе с единственной точкой схода, которая годится только для пространства под менее тупым углом. Полукруглая арка, которая по высоте не превосходит сами фигуры, подчеркивает религиозную функцию помещения.
Однако изображенные архитектурные элементы не столько играют роль рамы, сколько подчеркивают гигантские пропорции фигур.
Вычурная архитектура в романском стиле удивительно похожа на несохранившиеся хоры церкви Святого Донациана, судя по их изображениям XVIII века. Расположение всей группы на хорах, причем алтарь служит троном для Девы Марии, намекает на таинство Евхаристии. Именно поэтому каноник одет в стихарь. На капителях пилястров в темной галерее изображены ветхозаветные эпизоды, включая небольшие статуэтки Каина с Авелем и Самсона со львом на столбах трона. Иисус и Мария – это новые Адам и Ева, которые представлены в нишах под скульптурами.
Героические сюжеты рядом со Святым Георгием символизируют триумфальную борьбу со Злом. Рядом со Святым Донацианом изображено таинство Евхаристии, которое, таким образом, становится священной церемонией.
Колонна за Святым Георгием заметно отличается по цвету от прочих колонн. Тем самым ван Эйк стремился символически указать на священную борьбу и кровь Христову. Трудно придумать лучший пример использования символизма в реалистичном изображении. Рама изображена в виде резного каменного окна, на котором слева, вверху и справа вырезан текст. Надпись внизу инкрустирована золотом.
Рельефность буквам придает тот же самый источник света. При взгляде именно с этого угла проявляется застывший характер сцены внутри рамы: это имитация гигантской цветной скульптуры из камня и металла. Интересно, что персонажи картины образуют отдельные блоки цветов: синий, красный, белый и золотой. Случайно ли совпадают эти краски с цветами герба города Брюгге? Золотой, красный и синий присутствуют также на гербе каноника и его семьи и на декоративных элементах часовни. При жизни художника эта картина была так же популярна, как и его “Гентский алтарь”.
Это объясняется тем, что она находилась в церкви, а не в частной коллекции, подобно многим другим работам художника.