Работа “Лютнист” так же известна под названием “Юноша с лютней”, и принадлежит кисти отца барокко – Караваджо.
При кажущейся реалистичности, жанровости изображение юного музыканта с миловидным, почти девичьим лицом, отличается сложным, скрытым от непосвященных содержанием, наполнен символикой, доступной понимания лишь немногим, хотя тема музыки была очень популярна среди венецианских художников и пользовалась спросом у покупателей и зрителей.
Стоит отметить, что в России “Лютнист” – единственная работа руки Караваджо. Увидеть ее можно в Эрмитаже. Так же есть две идентичные версии и Бадминтон-хаус ). Три версии имеют отличия, наподобие разных текстов в тетради и габаритов самой картины.
Трактовке сюжета картины посвящены целые научные исследования; наиболее распространенным является мнение о том, что идея произведения связана с темой “суеты сует” – темой неизбежности гибели всего живого. Все реальные, будто написанные с натуры, детали картины полны скрытых намеков.
Цветущая юность красавца-лютниста преходящая: об этом напоминает порванная струна лютни, цветы, которые вскоре увянут, фрукты, которые сморщатся и высохнут. Другая интерпретация картины связана с символическим изображением пяти чувств: цветы – обоняние, плоды – вкус, ноты – зрение, музыка – слух, а особая весомость, подчеркнутая трехмерность изображенных предметов намекает на возможность их осязания. Ноты в тетради, лежащей рядом со скрипкой перед музыкантом, художник выписал с такой точностью, что удалось расшифровать мелодию модного в то время мадригала.
Художественные приемы, которые применяет Караваджо в этой работе, – контраст освещенной ярким ровным боковым светом фигуры на переднем плане и темного нейтрального фона, подчеркнутая объемность формы, интерес к реальным деталям, отсутствие идеализации – получили большую популярность не только среди художников – соотечественников Караваджо, но и у многих его европейских последователей. “Караваджизм” стал одним из ведущих направлений в живописи XVII века. Работа создавалась для покровителя художника, которым на тот момент являлся кардинал Дель Монте.