Абсенту, этому популярному напитку, посвящена ни одна картина великих мастеров. Достаточно вспомнить яркую и сильную по своему воздействию работу Дега “В кафе”, которую часто также именуют “Любительница абсента”. Пикассо не смог обойти сторону эту тему, написав удивительную и очень узнаваемую картину в 1901 году.
В этот период мастер увлекся творчеством Дега, Гогена и Тулуз-Лотрека, переняв от них особенности построения композиции и необычный тонкий цветовой колорит.
Картина удивительно точно передает неуловимую романтику французского кафе начала 20 века, где завсегдатаи в тесной обстановке коротают вечера за бокалом крепкого дурманящего напитка.
Полотно лишено всего избыточного, лишнего. Пикассо впервые прибег к обобщенной трактовке, оставив на картине только самое главное – фигуру женщины. Она задумчива и закрыта. В глазах читается чрезвычайная сосредоточенность на своих мыслях, на губах мелькает горькая саркастичная усмешка. Правая рука героини непропорционально велика, и в этом тоже можно усмотреть скрытый смысл – женщина как будто загораживается от внешнего мира, стремится защитить себя.
Лицо угловато, однако, обладает большей живостью, нежели остальная фигура, будто бы вылепленная из камня и неподвижно застывшая. Образ трагичен и одновременно чрезвычайно напряжен.
Картина лишена сложных полутонов, затейливой техники – автор сухо и лаконично, однако, полностью раскрывает внутренний мир женщины за бокалом абсента. Одни видят в ней глубоко несчастного человека, погруженного в свои невеселые мысли, другие же смеют предположить, что изображенная на картине представительница художественной богемы, так как именно в этом творческом кругу был так популярен абсент.
Для воплощения сюжета художник выбирает контрастные краски – синий, бордовый, белый. Этот необычный колорит призван подчеркнуть заброшенность и одиночество главной героини.
Сегодня эту работу можно увидеть в Эрмитаже, она производит колоссальное впечатление по силе драматизма. Изображение любительницы абсента кисти Пикассо стало очень популярным – очень много сделано стилизованных репродукций, сувениров, встречаются даже футболки со знаменитой угловатой героиней.
Картина стала одной из последних “разноцветных” работ Пикассо, очень скоро мастер погрузился в крайнюю печаль и тоску своего “голубого” периода.