Сложное и глубокое искусство Питера Брейгеля Старшего было своего рода духовным комментарием эпохи. Картины и рисунки Брейгеля могли бы успешно претендовать на роль зеркала, упомянутого в знаменитой книге Шарля де Костера “Легенда об Уленшпигеле”, передающей атмосферу, царившую в XVI веке в Нидерландах: “… ваше зеркало, ваше, господа крестьяне и дворяне, управляемые и правящие: зеркало глупостей, нелепостей и преступлений целой эпохи”. Брейгель многолик: он был одновременно средневековым моралистом и пейзажистом в современном смысле слова; был истинно северным художником, и вместе с тем его живопись отмечена итальянским влиянием.
На картине “Ловушка для птиц” художник изобразил заснеженную деревню на берегу реки под панцирем льда и катающихся на коньках людей. Подобное времяпрепровождение находится в полном согласии с реалиями быта той эпохи: в домах, за исключением неяркого пламени огня на решетке камина, освещения почти не было, в помещениях – всегда тесно, часто все члены семейства от мала до велика ютились в единственной комнате. По этой причине люди в XVI веке, даже жители северных стран, больше времени проводили на улице и на деревенской площади, чем в собственных домах.
Некоторые исследователи отыскивают нравоучительное содержание во всех произведениях Брейгеля, считая его картины трактатами на темы морали. В картине “Ловушка для птиц”, они проводят параллель между слепотой птиц, не видящих никакой опасности в двери-ловушке, и глупой беспечностью людей на льду. И вовсе не случайно, утверждают эти исследователи, что две птицы на ветках на переднем плане или еще одна в правом верхнем углу по величине не отличаются от людей на льду, поэтому картину следует рассматривать не иначе как призыв ко всемерной осторожности.
Искуство Брейгеля вобрало в себя практически все важнейшие тенденции нидерландской художественной культуры XVI в.; благодаря своей философской глубине оно обрело популярность в ХХ в., войдя в ряд “вневременных” знаков культуры.