Достаточно темное и несколько наивное по технике исполнения полотно “Лилии Темзы” принадлежит творчеству англичанина Томаса Брукса. Это образец эпохи неоклассицизма, с его иллюзиями о прекрасной жизни и идеализацией действительности. Несмотря на светлую задумку и чувственность момента соприкосновения женских пальцев с нежной лилией, воображение рисует мрачный пейзаж.
По причине контраста красок и практически безвоздушного пространства картина напрашивается на критику.
Здесь есть ряд несоответствий в пользу источника света. Зритель видит, что кусок дальнего плана освещен лучами с левой стороны, как раз на границе зарослей, а свет на лицах девушек отражается справа. Почему?
Не знание основ живописи или упущенный нюанс? Теперь о сюжете. Он довольно-таки прост для понимания и чтения “рассказа” о праздной жизни девушек высших сословий Англии.
Беспечная прогулка и тишина укромного уголка природы немного усыпляют, давят липким молчанием. Подруги скромны.
Вероятно, им далеко за двадцать и темперамент уже не тот, что мог окрасить радостью лица от приятной находки. Интересно судно из дерева. Лодка из светлого дерева вытесана добротно, украшена, видимо, вензелями, удобна и широка.
Кажется, что она новая, а девушки решили ее “обкатать”, как принято. Сами участницы не менее привлекательны. Брукс уделил внимание их нарядам и непохожести. Его кисть ловко прописала мелкую бижутерию и складки пышных юбок.
Здесь есть характерный орнамент английских полосок на ткани, и первые шляпки-котелки, кожаные перчатки цвета горчицы.
Растительные элементы Брукса Томаса “ухожены” и ювелирно прописаны. Каждый листочек, как на ладони, пучки осоки, сами лилии на блинах зеленых листов – всего много и качественно “выращено”. Техника Брукса особая. Масляная живопись автора отличается узнаваемым наложением краски – растиранием до тонкого пласта на холсте, глянцем в тени пейзажа, ровным заполнением пространства.
Спокойное письмо. А вот колорит истинно бруксовский – темный, давящий, со смешением угольной сажи, камели и бронзы. Радует прекрасная компоновка деталей.
Художник объединил в работе природу и подруг, водоем с пятнами отражений и кусочек света. Бытовая сцена тихой прогулки не отпечатывается в памяти неординарностью, не цепляет воспоминания, не приковывает взгляд, а напрашивается на пару ярких бликов и солнечных зайчиков.