Идея “ликов” была излюбленной в искусстве начала ХХ века, уходила корнями в средневековое сакральное искусство. В связи с этим закономерным представляется и выбор материала – дерево, масло, – и “трансформация” формы книги в многостворчатый складень.
“Местом действия” картины Борис Григорьев называл Европу. Действующие лица:
Английский епископ Wedgwort, Морис Гест, Вс. Мейерхольд, И. Сталин, митрополит Платон, Клод Фаррер, Клара Шеридан, Pere Papa, Ванда Ландовская,
А также гармонист, еврейский банкир с ребенком, бретонский рыбак, “бабушка” русской революции, сеньора Edvards, внучек М. Горького, матросы, гарсоны, чекист и др.
Григорьев работал над этим полотном, используя фотографии с портретов и картин, известных на родине художника только по репродукциям и давно проданных во всех частях света.
Композиция изображала, согласно авторскому определению, “что-то вроде митинга”. Это оправдывает определенную скученность персонажей, разнообразие их положений, поз, жестов, разнонаправленность взглядов. На переднем плане – т. н. “пранарод” – персонажи бретонского цикла, созданного еще в 1920-е гг.
На втором плане – “властители масс”: “политик” в одежде кавказского горца и в композиционном двуединстве с ним персонаж с чертами Мориса Геста – “короля” американской индустрии развлечений. Яркая портретная индивидуализация – у английского епископа Воордсворта, сторонника нетрадиционной “свободной религии”, и у русского православного архиепископа Платона, отторгнутого современным ему отечественным православием.
Мейерхольд изображен в матросской шапочке, почитатель и пропагандист старинной музыки В. Ландовская – в виде птицы-галки из невидимых заводных часов, поэт-футурист В. Каменский уподоблен деревенскому “гармонисту – песельнику”.
Все образы занимают подчиненное положение “заглавному” масштабно лику Брешко-Брешковской.