Полотно с батальным историческим сюжетом “Леонид при Фермопилах” принадлежит творчеству французского живописца – основоположника классицизма во Франции, – Жаку – Луи Давиду. Судьба полотна очень интересна. Оно было написано для графа Соммарива в течение двух лет.
Сама идея картины пришла за несколько лет до ее сотворения, так как Жак – Луи в то время отдавал предпочтение более денежным заказам от самого Наполеона Бонапарта. После окончания работы полотно осталось в стенах мастерской на долгих 12 лет.
В апреле 1826 года, уже после смерти художника, Лувр приобрел “Леонида” для своей коллекции. Картина относится ко второй половине творчества Жака – Луи, когда тот метался между историческим и официальным жанрами. В основу сюжета легло историческое событие 480 года до н. э., связанное с периодом греко-персидской войны.
Полотно повествует о трагической гибели тех самых трехсот Спартанцев во главе с Леонидом, о которых теперь слагают легенды и снимают фильмы. Их гибель была омрачена предательством Эфиальта, сына Эвридема, указавшим обходной путь персам для вторжения в Грецию. Леонид бился плечом – к – плечу со своими соратниками до последнего.
Совершенно обнаженным, измученным и ослабшим изобразил его художник.
Баталия произошла в стенах ущелья, где тесной чередой по бокам стояли скалы. Автор запечатлел момент перед итоговым боем. Как было принято у греков, брат героя, Агис, что расположился справа от Леонида, приносит жертву Богам. Остальные спартанцы суетятся в приготовлениях.
Кто-то приносит клятву Горациев с венками в руках, кто-то высекает на скале посмертные строки о том, что “идущим в Спарту будет сказано, что мы умерли, подчиняясь ее законам”.
Гнетущую тишину ожидания и близкую смерть художник изложил в купе с темным колоритом. Многообразие однофактурных тел четко разделено яркой игрой светотени и желтизной лучей, играющих на коже войнов. Полотно получилось темным и печальным.
Бунтарская тематика, сражения и история войн были частыми “музами” Жака – Луи. Критики связываю тягу автора к баталиям в картинах с его собственным темпераментом и бунтарским характером настоящего революционера. Подтверждением тому служит его арест за революционные взгляды в 1794г. после переворота 9 термидора II года по Республиканскому календарю Франции.
Итогом рассуждения о полотне можно считать вывод о безоговорочной принадлежности его к Классицизму по причине тесной связи с Античной школой живописи, ярко выделяющейся в обнаженных и пропорциональных телах войнов. Мрачная основа и скудный пейзаж также перекликаются с возрожденческой трактовкой реальных или вымышленных сцен. Классицизм подчеркнут и теплым колоритом, преимущественно используемым авторами того периода.
Это настоящее воплощение исторического жанра, который не справедливо был оставлен Жаком – Луи под занавес своей творческой карьеры.