В Сиккиме Николай Рерих написал большую серию картин “Знамена Востока”. На полотнах запечатлел основателей учений и религий, философов и подвижников, реформаторов и мыслителей. В его выборе великих личностей Востока была своя закономерность. Как будто он писал не картины, а историю самого Востока, его культуры и мысли.
Казалось, он знал об этом больше, чем можно было почерпнуть из официальных источников.
Картина “Лао Цзе”. Этот древнекитайский философ жил в IV – III веках до нашей эры. Его философский трактат “Дао дэ цзин” является каноническим сочинением даосизма – крупнейшей религиозно-философской системы Китая, наряду с конфуцианством.
Легенды говорят, что однажды к хижине, в которой жил Лао-Цзы, подошел оседланный буйвол и встал у порога. Лао-Цзы вышел, сел на него, и буйвол умчал его к Гималайским вершинам.
Эпоха, в которую жил Лао-Цзе, известна под названием “эпохи войн” – время междоусобиц, когда вражда и смута, стремление к власти, почестям и богатству служили главными двигателями поступков и мыслей людей. Видя такое падение нравственности, Лао-Цзы оставил государственную службу и удалился в отшельничество.
Он поселился в горах, предался созерцанию и размышлению. Предполагают, что именно здесь Лао-Цзе обдумал и написал свою знаменитую “Книгу о пути и добродетели” – “Дао Дэ Цзин”.
Лао-Цзе учит, для того, чтобы жизнь человека была не горем, а благом, человеку надо научиться жить не для тела, а для духа. Он учит тому, как переходить от жизни тела к жизни духа. Учение свое он называет “Путем”.