Картина севильского художника Диего Веласкеса “Кузница Вулкана”. Размер картины 223 x 290 см, холст, масло. Писатели классического античного периода не оставили почти никаких обстоятельных сведений о кузнечном деле, но изображения кузницы Вулкана, как на вазах и барельефах, так и в повествованиях поэтов, позволяют заключить, что орудия кузнеца были очень близки к современным.
Во времена римских императоров во многих городах были фабрики оружия, принадлежавшие государству. Кузнецы-оружейники состояли и при каждом легионе. “Codex Theodosianus” содержит целое “положение” об этих военных кузнецах: “fabricenses”. Остатки такой кузницы были найдены, например, в развалинах римской крепости около Гомбурга.
Наковальня, весом около 15 пудов, показывает, что тогдашняя техника допускала обработку значительных железных кусков. Там же найдены остатки печей, где добывалось железо и много шлаков, указывающих на продолжительную работу. Печи эти были немногим больше древнеегипетских ям для добывания железа и работали также при помощи мехов, создавая мягкое железо.
Необходимость иметь хорошее оружие была причиной того, что кузнечное искусство развивалось и в эпоху переселения народов, а в средние века оно достигло даже степени истинного художества при украшении церквей и других зданий.