На монументальном полотне Давид Тенирс Младший представил самого себя в образе богатого дворянина. Он изображен слева на ступенчатом помосте, в нарядном костюме сокольничего. На его левой руке сидит сокол, правой рукой он опирается на трость; у ног находятся охотничьи собаки.
Внимательный, остро направленный взгляд свидетельствует о том, что художник пристально изучал свое отражение в зеркале. Сходную моделировку лица живописца можно увидеть в раннем подписном “Автопортрете”. Этот “Автопортрет”, недавно появившийся в искусствоведческой литературе, еще раз подтвердил, что на эрмитажной картине, бесспорно, изображен сам Тенирс.
Действие картины происходит, скорее всего, не в реальном, а в выдуманном художником интерьере.
Хотя в литературе высказывались различные предположения: либо это интерьер кухни Тенирса в имении “Три башни” , либо изображение кухни во дворце эрцгерцога Леопольда Вильгельма. Но так как Дрейторенский замок в окрестностях деревни Перк Тенирс приобрел значительно позже, в 1662, большинство исследователей склоняется в пользу того, что на полотне показана дворцовая кухня эрцгерцога. Однако Тенирс становится придворным художником Леопольда Вильгельма и переезжает в Брюссель только в 1651, а произведение создано в 1646.
Следовательно, оно представляет собой сочиненную композицию. Что касается сюжета, то Бабина, а вслед за ней Клише трактуют эрмитажную “Кухню” как аллегорию четырех стихий.
На полотне Тенирса, как и на гравюре его предшественника Жака де Гейна Младшего, фигура сокольничего с соколом олицетворяет Воздух. Для того чтобы раскрыть подтекст этой очень жанровой но характеру фигуры, художник помещает ее под окном, из которого струятся вода и свет. Огонь символизируют жаровня на столе, очаг печи и изображенные рядом фигуры повара и его помощников. Вода представлена в картине образами рыбаков с рыбой и морскими животными.
В тенирсовской интерпретации четырех стихии фигура сокольничего выполняет двоякую роль.
Помимо Воздуха она олицетворяет стихию Земли – охотник окружен собаками и битой дичью, а у его ног размещены всевозможные плоды земли. В подобной трактовке Тенирс пользовался в качестве источника, помимо работы Жака де Гейна Младшего, гравюрой “Земля” Николаса де Брейпа. У последнего в изобилии показаны атрибуты Земли, сходные с деталями натюрморта на нервом плане в “Кухне” Тенирса.