Однажды, гуляя по берегу Волги, Кустодиев увидел женщину, красота, стать и величие которой просто потрясли его, и художник написал эту картину.
Тут был русский пейзаж, который любят народные мастера, сказочники, песенники Руси. Яркий, как на лубке, веселый, как народная игрушка. Где еще в Европе столько золота клали на купола, золотые звезды бросали по синему?
Где еще есть такие маленькие веселые церквушки, отраженные в низине вод, как на просторах России?
Полотно для картины художник взял большое, женщину поставил в рост, во всей ее русской красе. Над буйством красок властвовал лиловый с багрянцем цвет. Он был наряден, праздничен и вместе с тем взволнован.
А женщина красива м величава, как широкая Волга за ее спиной. Это – русская Елена прекрасная, знающая силу своей красоты, за которую ее и выбрал в жены какой-нибудь купец первой гильдии. Это спящая наяву красавица, стоящая высоко над рекой, как стройная белоствольная береза, олицетворение покоя и довольства.
На ней длинное, переливающееся шелком платье тревожного фиолетового цвета, волосы зачесаны на прямой пробор, темная уложенная коса, в ушах блестят серьги-груши, на щеках теплый румянец, на руке украшенная узорами шаль.
Она столь же естественно вписывается в волжский пейзаж с его красочностью и простором, как и окружающий ее мир: там и церковь, и птички летят, и река течет, пароходы плывут, и молодая купеческая пара идет – тоже залюбовались красавицей-купчихой.
Все движется, бежит, а она стоит, как символ постоянного, лучшего, что было, есть и будет.