По одной из версий, эта картина была написана на берегу Финского залива, вблизи дачи художника. На ней – реальные персонажи, сын Александр и лошадь Риллика.
Композиционный центр картины – 2 фигуры: лошади и слева от нее наклонившегося к воде мальчика. Элегантное и грациозное животное, лошадь спокойно стоит в неглубокой воде и покорно ждет. Фигура подростка, напротив, динамична и выдает тайную спешку и стремление к движению. На заднем плане слева едва различимы силуэты плещущихся детей.
Именно к ним устремлен взгляд мальчика, купающего коня, обращенного к зрителю затылком.
Мастерски переданы тени на воде, блеск мокрых тел, линии волн, цветовая гамма неба. Приглушенные тона подчеркивают светлую печаль художника по времени ушедшей юности с ее беззаботностью и яркостью мироощущений. Волнение Серова передается зрителю через обилие волнистых – выгнутых и вогнутых – линий.
Мнимая простота пейзажа, не отягощенного дополнительными деталями, гармонирует с энергичной манерой письма.
В том, как тщательно прорисована стать лошади, выразилась любовь художника к лошадям и к животным вообще, которые “лучше людей: и красивее, и веселее, и просто лучше”.