Как яркий образчик творения эпохи академизма полотно Шарля Глейра “Купание” демонстрирует многоплановость и многофигурность. Картина исполнена по всем правилам живописи XVII-XIX веков. В ней живет помпезность и формы классического рисования наравне с умилительной сценой купания румяного младенца.
Глейр любил писать людей. Его талант открылся в раннем возрасте, позволив заниматься рисованием с натуры обнаженного тела. На всем протяжении творческого пути художник отдавал предпочтение разным ответвлением живописи, в том числе мифологическим, историческим сюжетам и портрету.
Все его полотна, а также “Купание”, писались подолгу с проработкой мельчайших деталей. Данное полотно демонстрирует дотошность, с коей Шарль Глейр прописывал керамическую плитку на полу, усыпанную мелкими ромбами, в том числе остов огромных колонн с ребристой поверхностью. В картине интерьеру уделено не меньшее внимание, чем тому трио, что занято купанием в мраморной чаше – купели.
Орнамент по краю углубления сложен в исполнении и наличием мелких рокайлей. Сама купель имеет розовые прожилки. Дальний план убегает в цветущий палисадник.
В картине есть та самая многослойность, что заставляет зрителя окунуться в эти страницы, как в книгу. Теперь обратимся к женщинам и забавному малышу, который явно не хочет принимать ванну. Скорее всего, та дама, что бережно держит дитя, его мать или няня.
Она заботлива, нежна, но одновременно настойчива.
На лице читается усталость. Вероятно, процедура омовения затянулась, и малыш доставил немало хлопот. Одежда женщина принадлежит к античным временам. Спутница, что застыла обнаженной перед чашей, молода. Быть может, она – сестра младенца.
Девушка приготовила чистое расшитое покрывало, в которое вот-вот завернет маленького проказника. Ее волосы расплетены и чисты, цвет их напоминает рыжий спелый колос. Картина “запечатала” бытовую сцену, застигнув врасплох маленькое семейство.
Словно исподтишка Глейр заглянул в интимный уголок традиционного уклада римской семьи. Кадр получился теплым и уютным. Тепло обозначено через палитру цветов и контраст.
Ванильные тела светятся золотистым блеском на фоне теней крадущихся за спиной. От того и женщины, и ребенок кажутся беззащитными и уязвимыми. Гладкая фактура масляной живописи художника почти с фотографической точностью передала естество женских тел и несформировавшегося мальчугана.
Несмотря на проказы, малыш умилительно – хорош собой. Он любим, и получает сполна ласку и заботу, сравнимую со вниманием и трепетом, с которым художник Шарль касался пальцами сухого полотна, и мазков, и кисти.