С середины XIX в. и далее, включая 1981, когда был опубликован краткий каталог произведений западноевропейской живописи в Эрмитаже, картина ошибочно называлась “Игра в орлянку”. В 2005 эта ошибка была исправлена. В произведении Тенирса изображена не игра “Орел или решка”, а другое развлечение – Игра в кости, для которой край стола специально расчерчен.
Сидящий на ближнем плане пожилой крестьянин после удачного броска костяного кубика считает выигранные деньги. Напротив него стоит молодой крестьянин. Он показывает левой рукой монету, предлагая продолжить азартную игру.
В его правой руке зажата фишка, которую он собирается кинуть па стол.
Сюжет и композиция эрмитажного полотна восходят к Картине “Играющие в кости солдаты в кабачке” Адриана Браувера. В обеих работах действие разворачивается в кабачке. В левой части полутемного интерьера находится дверь, сколоченная из неотесанных старых бревен. И там, и здесь на полу виден белый кувшин – единственное украшение убогого помещения.
В обоих случаях за столом изображены две сидящие и две стоящие фигуры. В глубине двух картин представлены еще по два персонажа – женщина и мужчина у Браувера и двое мужчин у Тенирса.
Различия коснулись также костюмов игроков в кости. Браувер изобразил их в солдатской форме, Тенирс – в крестьянской одежде. В обоих произведениях звучит тема “Vanitas” , поскольку в них показан быстротечный и суетный характер мирских развлечений.
Вероятнее всего, эрмитажное полотно исполнено около 1640, как и подписная Картина Тенирса “Игроки в кости” . Обе работы, петербургская и амстердамская, созданы в ранний период творчества Тенирса, когда художник испытывал влияние Адриана Браувера.