Сюжетом картины Ильи Репина “Крестный ход в Курской губернии” стал крестный ход – перемещение чудодейственной иконы из одного храма в другой, сопровождающийся процессией. Однако художника интересует не священное действо, а процессия, характеры, образы.
В центре толпы важно выступают сельские богачи, по краям плетутся сирые, убогие, бедные. Их старательно оттесняют жандармы, восседающие на конях.
Внимание привлекает также рыжеволосый священник. Одной рукой он лениво размахивает кадилом, а другой – поправляет сальные волосы. Икону несет помещица, образ которой наполнен высокомерием и отвращением к народу.
Рядом семенит купец, словно ограждающий ее от простых людей.
Симпатию вызывают фигуры двух прихожанок. Женщины с достоинством и смирением несут киот из-под иконы. Они веруют истово, искренне.
Расовую разобщенность не смогла примирить даже вера, обделенным на земле, судя по всему, не приходится ждать иной участи и в небесном царстве.
Чувство тоски, отчаяния вызывает молодой калека на костылях, тщетно пытающийся прорваться к чудодейственной иконе. Но чудо не происходит – его толкает и теснит деревенский староста. В глазах калеки вера, порыв, надежда на исцеление. Однако исцеление и защита – для богатых.
Бедным же остается терпеть и смириться.
Атмосферу реальности происходящего подчеркивает пейзаж: очень натуральный и какой-то пыльный, размытый.
Произведение вызвало неоднозначную реакцию публики. Прогрессивная часть общества оценила гениальность замысла и мастерство выполнения. Однако нашлись и те, кто обвинил Репина в издевательстве над верой, осмеянии христианских ценностей.