Один из основателей передвижничества, Илларион Михайлович Прянишников любил работать с масштабными сюжетами, изображая многочисленную и многоликую толпу, и “Крестный ход”, последняя картина художника, яркое тому подтверждение.
Ввиду сложности и объемности полотна как ни старался автор, так и не успел его закончить – умер в возрасте 53 лет.
Работу эту относят к разряду религиозных, на картине изображен масштабный крестный ход – церковное шествие с иконами, крестами и хоругвями, отличающееся особой торжественностью.
Среди общепризнанных достоинств И. М. Прянишникова – удивительное умение изображать различные архетипы людей, гармонично объединяя их в рамках одного сюжета. Вот и в представленной картине пестрая толпа деревенских жителей мгновенно перестает быть таковой, начни мы рассматривать каждую фигуру в отдельности. Какие разные перед нами предстают люди – хорошо одетые пары, молодые девушки с кокетливыми зонтиками перемешиваются с простыми бабушками в косынках и бедно одетыми путниками.
Кроме воспевания торжественности самого религиозного обряда, который может объединить совершенно разных людей, Прянишников не упустил возможности еще раз признаться в восхищении одному из своих излюбленных мест – окрестностям северного городка Лальска. Именно церковь Покрова на Лузе близ Лальска возвышается над низкими хатами вверху картины.
Особенно интересно сравнить картину Прянишникова с очень похожей по сюжету работой ближайшего соратника И. Репина “Крестный ход в Курской губернии”. По сравнению с более известной репенской работой, “Крестный ход” Прянишникова лишен острого социального конфликта, картина более спокойна и созерцательна. Рассматривая картину, можно уловить динамичное движение – кажется, вот-вот вся это многочисленная шумная масса людей прошествует мимо зрителя, устремляясь за большим парадным крестом и иконами.