Одним из самых видных деятелей в искусстве Флоренции последней трети XV в. является Андреа дель Верроккьо. Возглавляя большую мастерскую, выполнявшую многочисленные заказы для Флоренции и других городов Италии, он воспитал целое поколение художников, среди которых было немало выдающихся мастеров, в т. ч. и Леонардо да Винчи.
Андреа Верроккьо был выдающимся художником, скульптором, архитектором, гравером и ювелиром. Он творил в эпоху раннего итальянского Возрождения. Отправной точкой его искусства было тонкое диалектическое равновесие между реальностью постоянно меняющегося мира и ускользающей реальностью фантастического образа.
Мастер, впрочем, впоследствии постепенно отходит от такой концепции, приобретая все более широкий взгляд на искусство.
Верроккьо происходил из среды флорентийских золотых дел мастеров. На всю свою жизнь он сохранил уверенность в том, что практический опыт имеет гораздо большее значение в искусстве, чем наука, предпочитая теории метод интуитивного поиска. Идеалом для Верроккьо был человек, умеющий установить равновесие между течением своей жизни и постоянным изменением природы.
Традиции флорентийской культуры художник видит в натурализме, задачу искусства – в выявлении рассеянной в природе красоты. Ему нравятся тончайшие украшения в натуралистическом вкусе, сделанные с интеллектуальной целью – добавить к верному изображению вещей плод человеческого разума. Верроккьо научился этому в мастерской ювелира.
Более всего его имя прославила скульптура, однако и живописью он занимался до конца своих дней.
В знаменитой галерее Уффици во Флоренции хранится картина Андреа Верроккьо “Крещение Христа”. Она написана в самом начале 70-х гг. кватроченто, т. е. в конце периода Раннего Возрождения в Италии, и в целом очень типична для этой эпохи. В изображении фигур, участников сцены крещения, чувствуется еще влияние традиций средневековой живописи.
Они кажутся бестелесными и плоскими, словно вырезанными из сухого жесткого материала. Их движения и жесты угловаты и скованны, как будто они движутся только в двух измерениях. Выражения лиц отвлеченны и лишены индивидуальности.
Это не живые люди, а образы-символы, величественные и одухотворенные. Пейзаж на заднем плане лишен перспективы и выглядит рисуночной декорацией. И пейзаж, и фигуры, и вся композиция кажутся условными.
В левой стороне картины невольно выделяется своей естественностью и непринужденностью фигура ангела, написанная не Верроккьо, а его юным учеником Леонардо да Винчи. Этот ангел, столь грациозный в своем коленопреклонении и повороте головы, со взглядом глубоким и лучистым, является творением уже другой эпохи – Высокого Возрождения, подлинно золотого века итальянского искусства.