Яркий авангардист создал без преувеличения исторические работы – 3 ровно закрашенных холста – Чистый красный, Чистый желтый и Чистый синий. Это дало критику Н. Тарабукину повод сделать доклад под названием “Последняя картина написана”. В этом триптихе воплощен отказ не только от предмета изображения, но и от всякого “духовного содержания”.
Родченко выражал атеистический подход к факту смерти искусства: если у Малевича оно переходит в небытие, то у Родченко бесповоротно прекращается. Художник максимально расчищает поверхность картины и концентрирует внимание зрителя на основных моментах ее организации – линии, фактуре, форме, т. е. на первичном основании живописного языка.
“Азы” живописи как таковой демонстрируются со всеми необходимыми условиями, в то же время осуществлен выход за пределы живописных границ.