Картина “Красные рыбки” находится на стыке двух стилистических течений – импрессионизма и фовизма. Причем, если прировнять полотно к первому, то это скорее гогеновский импрессионизм, а если отнести “Рыбок” ко второму течению, то скорее эта работа лишь предтеча основного художественного движения, ярчайшим представителем которого являлся Анри Матисс.
Кульминационным композиционным центром, ровно как и световым, являются рыбки, организованные в круговом движении. Четыре милые рыбки, отражение которых мы видим сверху прозрачной водной глади, резко контрастируют с зеленью, в избытке окружающей аквариум – автор разместил его на небольшом круглом столике, который перекликается с круговоротом рыбок.
Использование ярких чистых цветов, отказ от полутонов и светотени создает иллюзию чистого взора – так непосредственно и радостно на мир может глядеть только ребенок. Картина отказывается что-либо повествовать, а лишь вызывать светлые эмоции, и с этой задачей она вполне справляется.
Почти реалистичная яркая картина, отличается нестандартным отношением к перспективе – сам аквариум с восхитительными рыбками зритель видит сбоку, в то время как стол показан сверху, и это почти идеальный круг. Однако Матисс уравновешивает эту нелогичность тем, что и тонкую ножку стола представляет нам сбоку, достигнув таким образом гармоничности и стройности общей композиции.
Символисты углядели бы в этой работе один устойчивый лейтмотив – это круг. Круглый стол, круглое основание аквариума, круглые листья большинства зелени вокруг, круглые глаза рыбок и даже их круглы открытые рты, и все это обрамлено круглой парковой оградкой с плавными сильно вытянутыми овальными узорами. Да к тому же и рыбки плавают по кругу!
Что подразумевал под этим автор сложно сказать, однако, вся работа получилась какой-то чистой, светлой, невероятно приятной и гармоничной. Это та восхитительная простота и прозрачность, от которой невозможно отвести взора.
Сегодня подивиться этой несравненной работой можно в Москве в Пушкинском музее, благодаря первому и единственному частному владельцу – меценату С. И. Щукину с которым Матисса связывала теплая дружба. В 1912 году Щукин выкупил “Рыбок” у автора и привез в Россию.