Много экспериментирует Петров-Водкин в области композиции. На своих полотнах он стремится передать неоконченное движение, пытаясь создать у зрителя развернутый во времени образ. По его замыслу зритель должен увидеть начало движения, которое осталось за рамками картины, а также понять, чем закончится изображенная на полотне динамическая ситуация.
В советское время Петров-Водкин стремится к постижению сути исторического перелома в судьбе страны, что неизменно находит отражение в его работах. Происходит своеобразное осмысление реальности, тематика картин заключается в конкретной передаче трагических и героических жизненных событий. Он создает тематические композиции, пронизанные суровым пафосом революционной борьбы, идеей жертвенности во имя будущего, пишет аналитически строгие портреты, поэтические, раскрывающие чувство полноты бытия портретно-жанровые композиции.
Одной из таких картин является “Красная мадонна”. На ней изображена простая девушка, одетая в рабочую одежду, стоящая на фоне открытого окна. А за окном идет строительство “нового светлого будущего”. Символичность картины заключается уже в ее названии.
С момента Раннего Возрождения образ мадонны неизменно ассоциируется у нас с образом матери с ребенком на руках.
В данном случае мадонна символизирует новый тип советской женщины, призванной не только рожать и воспитывать детей, но и принимать активное участие в строительстве нового уклада жизни. Не секрет, что в дореволюционной России роль женщины в общественной жизни страны была строго ограничена рамками быта. И уж никоим образом они не допускались к решению каких-либо глобальных проблем, ведь даже в семье, где всем заведовал и распоряжался мужчина, женщина практически была бесправна.
Петров-Водкин хотел подчеркнуть, что благодаря событиям революции женщина стала полноправным членом общества. И именно на нее возлагались огромные надежды как на хранительницу очага, способную к строительству и благоустройству как своей жизни, так и жизни всей страны в целом. Мадонна в данном случае воспринимается как мать всего человечества.