Импрессия холодного фиолетового и ультрамарина разливается на холсте французского живописца Клода Моне “Край фьерда, Кристиания”. Завуалированная сложным названием картина выбивается из разноцветия коллекции автора более-менее единообразной палитрой, двуцветием.
Как и подобает импрессионизму, подача “Края фьерда” очень сочная и смелая, без четкого контура границ заснеженных островков, с наличием массы мелких и крупных мазков. Эти штрихи маслом можно разбить на компоненты, которые Клод Моне непременно использовал в своей работе. Их шесть, как и цветов радужного спектра, где голубой, являясь составляющим синего, не берется в расчет.
При более дальнем рассмотрении эти мазки сливаются в четкую серо-сизую границу проталин, обрывков волн и массу скопившихся деревьев. Не менее интересен сюжет.
Выбор написания пейзажа водоема, пронзительно уходящего в сушу скалистыми краями, преследовал мастера по причине проживания в Нидерландах. Этот край имел схожую структуру каменного побережья и многочисленных островов. Сама Кристиания, или Христиания, как указывают географические источники, располагалась внутри Дании, представляя собой государство в государстве. Цель создания минигосударства в квартале Копенгагена преследовала свободолюбие и волю. Быть может, та Кристиания, что написана художником, всего-навсего взята за идею, но не имеет отношения к исторической справке.
Пейзаж заснеженного края Моне передал в красках, увиденных словно через синюю призму.
Хмурое небо нависает ровной пеленой, что свойственно зимнему затишью пред снегопадом. Обжигающий мороз пробегает от глубины серенной воды до бледных холмов на горизонте. Мастер применил способ многослойной живописи импасто, что позволило сделать письмо более объемным и насыщенным. Густота слоев задала фактурность отдельным элементам.
Благодаря сочетанию мелких пунктиров и широких мазков редкие островки деревьев кажутся объемными. Кристиания Моне очень чиста, просторна и тиха. Не похоже, что здесь вообще обитают люди, а монотонность светотени предполагает письмо по памяти.