Микеланджело да Караваджо в 22 года, сам того не ведая, стал основателем новаторского жанра в живописи – натюрморта. Художник изобразил корзину, полную земных плодов: здесь и кисти спелого винограда и множество смоковниц, есть яблоки и груши.
Фрукты сорваны вместе с листьями и совсем не приукрашены, уже заметны следы увядания и гниения, часть листьев желтеет, засыхает и заворачивается… все естественно, как в природе. Картина натуралистична до иллюзорности: край корзины и фрукты свисают со стола и как бы “вываливаются” на зрителя – мы становимся соучастниками изображения. Подчеркнуто безжизненный фон с полным отсутствием деталей, и занимающий большую часть пространства, довершает задуманное автором.
В этой работе Караваджо все как в жизни – все течет и все изменяется, на смену пышной свежести приходят неизбежные тление и смерть. Мастер не останавливается только лишь на максимально точном изображении натуры, здесь впервые заметна напряженная игра светотени: яркий свет слева сверху плавно переходит в тень справа внизу – такой узнаваемый позже Караваджо!
Подобное пристальное внимание к натюрморту в своих работах Мастер демонстрировал зрителю еще не один раз: “Мальчик, укушенный ящерицей” 1595 г., “Вакх” 1595 г., “Ужин в Эммаусе” 1601 г. Караваджо в своих творениях не простой созерцатель природы, он создатель ярчайшего живописного языка, своим творчеством изображающий борьбу жизни и смерти, ищущий правды и справедливости.