10 декабря 1500 года Андреа ди Том-мазо Барончи заказал семнадцатилетнему Рафаэлю картину за тридцать три дуката, и получил ее 15 сентября 1501 года. С того времени картина оставалась в одной из капелл церкви Сант Агостино в Читта ди Кастелло вплоть до конца VIII века. Она сильно пострадала во время землетрясения 30 сентября 1789 года, когда была разрушена большая часть церковного здания.
Картину продали папе Пию VI, с тем, чтобы вырученные деньги пошли на восстановление здания. Ее разрезали на куски и сохранили только неповрежденные фрагменты. До наших дней дошли: фрагмент верхней части с богом-отцом и богоматерью, голова и бюст ангела, и полуфигура ангела, купленная Лувром в ноябре 1981 г.
Канонизированный 5 июня 1446 года, св. Николай Толентинский был провозглашен одним из покровителей церкви. Его культ быстро распространялся.
К нему обращались также в случае чумы, как и к св. Себастьяну и св. Роху.
Известно, что жестокая эпидемия опустошила Читта ди Кастелло в 1499-1500 гг.; есть все основания предполагать, что заказ картины был связан с этим бедствием.
Надо учесть, что полотно Рафаэля полностью уничтожено, а сделанная после землетрясения 1789 года копия является его вольной интерпретацией. Таким образом, данный рисунок выступает в качестве основного документа, по которому можно судить о всей композиции, задуманной Рафаэлем.
Влияние Перуджино проявляется в ясности композиции, абсолютно симметричной, в особой индивидуальности каждой фигуры; заметна также чисто умбрийская любовь к четкой линии. Для метода работы, присущего Рафаэлю, характерно, что художник делал наброски с натурщиков : так была создана фигура бога-отца, вписанная в мондорлу.
То же можно сказать и о восхитительной голове на обороте рисунка, отличающейся мягкой лепкой формы и строгим достоинством выражения. Следует отметить также, что ангел, нарисованный слева внизу, именно тот, чья голова и торс изображены на фрагменте картины, который недавно поступил в Лувр. К нему же относятся и этюды драпировки на обороте, вместе с двумя этюдами, хранящимися в Музее Ашмолеан в Оксфорде.
Этот известный картон, по-видимому, является первым замыслом общей расстановки фигур, а не одним из завершающих этапов создания картины. Об этом говорит преобладание этюдов с натуры и наличие проколов иглой. В дальнейшем были внесены только изменения деталей, сам же замысел здесь полностью реализован.
Обращает на себя внимание правдивость изображения птиц на обороте. Там же – набросок здания; по-видимому, это герцогский дворец в Урбино.