Имя Франческо Гварди связано с Венецией – городом, в котором он родился и умер, учился живописи и писал пейзажи. В наши дни с творчеством Гварди связывают переход в венецианской школе от ведуты – документально-точного пейзажа – к городскому пейзажу, основанному на личных впечатлениях, “пейзажу настроения”. Однако при жизни Гварди не был знаменит, его произведения не пользовались особым успехом.
Лишь в XIX-XX вв. творчество художника было оценено по достоинству. Образы Венеции в исполнении Гварди – романтически-печальные, элегически-грустные. Город под его кистью – пропитанное волнением и мудростью веков удивительное сооружение, обладающее притягательной силой древности. В 1760-х, после смерти брата Джованни Антонио, Франческо Гварди стал руководить его живописной мастерской.
В эти годы он получил заказ на серию из двенадцати картин по случаю вступления в должность нового дожа Венеции Альвизо IV Мочениго.
При исполнении заказа Гварди вменялось в обязанность использовать рисунки Каналетто, гравированные Дж. Б. Брустон. Созданная художником серия соединила в себе ослепительность и помпезность образов с обстоятельной утонченностью, присущей Гварди в трактовке свето-воздушной среды. Другие известные произведения: “Серая лагуна”.
Галерея Польди Пеццоли, Милан; “Пожар в квартале Сан Маркуола”. Галерея Академии, Венеция; “Пейзаж. Закат”.
Галерея Амброзиана, Милан.