Творчество Якоба Йорданса, крупнейшего художника Фландрии XVII в., продолжает традиции фламандской школы Рубенса. После смерти Рубенса Йорданс становится главой этого направления. Будучи одним из лучших учеников великого живописца, он многому у него научился, сохранив при этом и свои индивидуальные черты.
Якоб Йорданс родился в бюргерской среде. За какие бы темы он ни брался в своем творчестве – мифологические, религиозные, аллегорические, – он всегда оставался реалистом, сумевшим сохранить здоровое народное начало. Главная идея его творчества заключалась в том, чтобы запечатлеть реальную жизнь во всем ее движении и бесконечном разнообразии. Излюбленный его жанр – бытовой.
Он пишет картины на самые различные сюжеты, но наиболее известны его композиции на бытовые темы.
“Король пьет” – это сценка веселого застолья в богатом фламандском доме. Разгоряченные вином участники пирушки шумны и грубоваты. Среди их оживленных лиц выделяется голова старика в смешной бутафорской короне. Его на этот вечер провозгласили “королем”.
Вся сцена захватывает и подкупает искренностью и непринужденностью веселья.
Эта тема семейных пирушек много раз повторяется художником в других полотнах: столы изобилуют угощениями, лица лоснятся от удовольствия и выпитого вина, расплываются в улыбках. Йорданс увлекается эффектами контрастов тени и света. Насыщенность цвета придает композициям, всегда брызжущим весельем, особую праздничность.
Художник искал свои темы и образы и в народной, крестьянской среде.
В другом распространенном сюжете – “Сатир в гостях у крестьянина”, написанном на тему Эзоповой басни, античная легенда приобретает национальные фламандские черты. Многочисленные варианты этой картины имеются почти во всех европейских музеях.
Живопись Йорданса очень декоративна. Она отличается особой сочностью красок, свободой и пластической силой. Всем произведениям художника присущи типические национальные черты, отраженные с наибольшей возможной полнотой и отчетливой прямолинейностью.