Живопись Айвазовского – это, по преимуществу, живопись штормов и бурь; морская стихия в его работах бурлит и ярится, крушит корабли, вздымает гигантские волны, разбивается на мириады брызг… Картины художника почти звучат – шумят прибоем, хлопают изодранными парусами, воют диким ветром.
Странным образом Айвазовский, писавший бури десятилетиями, в лучших своих произведениях – таких, как “Буря на Ледовитом океане”, 1864 или “Корабль “Императрица Мария” во время шторма”, 1892 – не становится однообразным. У всякой бури Айвазовского – свое лицо, своя стать, свои повадки.
Один из респектабельных английских журналов, писавший о художнике в 1880-е годы, сравнил каждую его картину с огромным томом, предназначенным для долгого пристального “чтения”. “Мы спрашиваем, – заключал риторическим вопросом свою статью британский автор, – могли хоть один гений до сих пор так полно бросить шторм на полотно?”