1913 год стал знаковым для В. Татлина – именно в это время художник в своем творчестве обращается к контррельефам, ставшим последствии оригинальным созданием русского авангарда.
“Контррельеф” сложно назвать живописью в ее подлинном значении. Создаваемые данным способом изображения призваны покидать плоскость картины, выходить к зрителю, становясь частью окружающего трехмерного пространства.
Работа 1916 года представляет собой коллаж, составленный из разнофактурных материалов – кусочков кожи, деревянных и металлических элементов, разрезанных металлических пластин, проволоки, закрученной в спираль, элементов чеканки по металлу. Образующие контррельеф компоненты расположены на плоской деревянной поверхности – потертой еловой доске. Необработанное дерево, с характерными сколами и заусенцами, стало прекрасной фактурой, куда гармонично вписались и блеск металла, и матовая шероховатая кожа и чеканка.
Полагать, что все собранные воедино элементы – случайны, не верно. Рельеф грамотно уравновешен и имеет композиционную стройность. Местоположение каждого из предметов тщательно выверено и утверждено, пройдя долгие перестановки и примерки. Точность размещения элементов и уверенность художника в правильности своего решения поддерживается качеством крепления составляющих коллажа.
Элементы удерживают завинченные до предела болты и шурупы, проржавелые клепки. Уйдя от живописи к контррельефам, Татлин обогатил мастерство рисовальщика талантом строителя и ваятеля.
Соединение разноплановых вещей на общей плоскости доски порождает игру фантазии. Поддаваясь ей, воображение рисует все новые и новые образы, пытаясь раскрыть суть сказанного. И для каждого зрителя заложенный в работе смысл будет различным.
Композиция из прямоугольных форм, дополненная незатейливыми деталями, способна рождать странные, нетривиальные образы, но при этом выверенные и простые, как само наполнение контррельефа.