В “Конституции 3 мая” Матейко вновь обратился к идее соединения в отдельно взятом моменте множества сюжетных линий развития польской истории. В данном случае наиболее подходящим для этой цели сюжетом художнику показался момент перехода послов Сейма из Зала заседаний в костел Св. Яна.
Вдоль по улице по направлению к костелу движутся, окруженные приветствующей их толпой, творцы и сторонники Конституции. Процессию возглавляет король Станислав Август Понятовский, чуть поодаль от него идет автор реформы, образования Гуго Коллонтай. Позади послы несут на своих плечах двух маршалов сейма – Станислава Малаховского и Казимира Нестора Сапегу.
Шествие замыкают: Станислав Сташиц и Анджей Замойский.
Последний увлекает за собой крестьянина-зеваку из толпы. Среди представленных на картине свидетелей данного исторического события находятся и так называемые фигуры-комментарии – образы, призванные незаметно и ненавязчиво подчеркнуть авторское отношение к случившемуся. В “Конституции 3 мая” исследователи находят как минимум две подобные фигуры: это красноречиво жестикулирующий старый еврей и ксендз Хофбауер. Считается, что эти фигуры показывают критическое отношение художника к изображаемому событию.
Матейко в самом деле был убежденным консерватором, противником либеральных положений Конституции.