“Конный портрет императрицы Елизаветы Петровны с арапчонком”, исполненный Гроотом в год его появления в Петербурге, – превосходное произведение, показывающее, сколь заслуженным был его быстрый успех. Оно написано в стиле рококо, который господствовал тогда почти во всей Западной Европе и в северной столице России. Рококо – прежде всего придворный стиль, отличающийся нарочитой игривостью.
Благодаря этому все его качества заострены настолько, что стоят на грани перехода в свою противоположность.
Утонченность грозит стать слащавостью, нежность-приторностью, легкость – фривольностью и откровенной эротикой. В этой пикантной хрупкости состоит его особая прелесть. На этом небольшом, камерном по формату портрете изображена императрица, выехавшая на верховую прогулку в сопровождении мальчика-слуги.
Елизавета Петровна облачена в военный мундир офицера Преображенского полка – первого полка новой регулярной российской армии, созданного Петром I в начале его реформаторской деятельности.
Чернокожий арапчонок сопровождает знатную даму. Рядом с его темным лицом, блестящими черными глазами еще нежнее, белее, румянее выглядит его голубоглазая госпожа. Жесты и движения маленького слуги подчеркнуто грациозны. Своим изяществом они напоминают позы балетных танцовщиков. Чернокожий арапчонок в России XVIII века – фигура экзотическая, необыкновенная. “Арапчонок”, разряженный необычно, как кукла, его костюм – яркий, фантастический, нарядный, почти театральный Он пролагает путь царице, двигаясь элегантно, будто танцуя, и одновременно картинно выказывая свое восхищение – совершенно очевидно – не только императорским величием, но и женской привлекательностью Елизаветы.
Пейзажный фон в портрете так же условен и декоративен, как и сами персонажи. Эти клонящиеся, покрытые пышной листвой ветви деревьев неизвестных пород, этот нарядный вазон на мраморном постаменте олицетворяют роскошный парк – место прогулки императрицы.
На дальнем плане – изображение водоема. Это парковый пруд с прогулочными яхтами, но, глядя наводную гладь, возникают ассоциации и с морскими просторами, и с военным флотом, основателем которого в России был отец Елизаветы Петровны, Петр I. Фоном служит голубое небо с облаками и полоской розовой зари, высоко поднимающейся над водной гладью. Интересно, что это произведение было использовано для скульптурной группы, выполненной на Мейсенской фарфоровой мануфактуре в Германии.