Картина “Конфуций Справедливый”. Конфуций – древнекитайский философ, мыслитель, Учитель жизни. В своем всеобъемлющем учении он старательно воскрешал утраченные традиции и увязывал в единый строй бытия обычаи, мораль, политику, религию и другие стороны общественной жизни.
В традиции он видел здоровое начало, которое содержит в себе глубинный символический смысл всех достижений. В конфуцианстве высшей формой религии выступает культура – и как итог человеческих творений, и как воплощение великого Пути мироздания.
Для Конфуция истинное служение Небу выражается в служении людям. “Проповедник чистой жизни” вместе со своими учениками сформировал небывалую ранее общность людей, своего рода духовное братство, существующее согласно мирским законам и наставлениям Учителя.
“Конфуций должен был переезжать изгнанником с места на место. И его странственная колесница поставлена в храме вместе с его сочинениями и музыкальными инструментами. Не диво, ибо в основе учения Конфуция лежит та же община. Вспомним его учение: “Если любовью будут воспламенены сердца смертных, то весь свет будет наподобие одного семейства. Все люди будут представлять в себе одного человека, и все вещи, по причине удивительного взаимного порядка и союза, покажутся одним и тем же существом.
Мы должны любить других, как самих себя, следовательно, должны желать им всего того, чего себе желаем”.
Разочарованный социальным и политическим устройством своего времени, Конфуций путешествовал по различным китайским княжествам в надежде убедить правителей воспользоваться его учением для установления мира и социальной гармонии. Конфуций провел в странствиях 14 лет и по возвращении домой посвятил свою жизнь просвещению простых людей. И только спустя несколько веков после его смерти правители династии Хань приняли его теории в качестве принципов управления страной.
В картине Конфуций – не условный персонаж, а герой, наделенный узнаваемыми чертами и определенным психологическим состоянием. Рерих рисует его по воспоминаниям современников и в традиции написания китайского портрета. У Учителя Куна лицо отличалось крупными чертами: большими глазами, мясистым носом с широкими ноздрями, вздернутой верхней губой, густыми свисающими бровями и длинной бородой.
В рериховском герое узнаются характерные особенности внешности Конфуция, но его образ, исполненный жертвенности и нравственного подвижничества, несет в себе трагические нотки.
Рерих с большим мастерством выполнил стилизованный в духе китайской живописи пейзаж. Он вносит нас в атмосферу древнего китайского царства, по дорогам которого странствовал великий мудрец.
Обращают на себя внимание два иероглифа, четко выведенные Рерихом на повозке Конфуция. Оба эти знака читаются как “шоу” и имеют значение благопожелания, то есть могут быть переведены как “долголетие”. Эти иероглифы часто используются в Китае как орнамент при украшении архитектурных сооружений и декорировке тканей.