Кандинский в этот период работал над новой изобразительной формулой, состоящей из линий, точек и комбинированных геометрических фигур, представляющих его визуальные и интеллектуальные исследования. Лирическая абстракция сместилась в направлении к более структурированной, научной композиции.
Седьмую композицию по праву называют вершиной художественного творчества Кандинского в период до Первой мировой войны. Ей предшествовали более тридцати эскизов, акварелей и работ маслом, которые “документируют” процесс создания работы. Удивительно, но, после того, как художник завершил длительную предварительную работу, сама композиция была написана всего за четыре дня, что подтверждается фотографиями, сделанными между 25 и 28 ноября 1913 года.
Главный мотив – овальная форма, пересекаемая неправильным прямоугольником воспринимается как центр, окруженный вихрем цветов и форм. Искусствоведы, благодаря записям и изучая некоторые работы, определили что Седьмая композиция является комбинацией нескольких тем – Воскрешения из мертвых, Судного Дня, Всемирного Потопа и Райского Сада, выраженной как симбиоз чистой живописи.
Переход к использованию основных изобразительных элементов ознаменовал начало драматического периода в творчестве Кандинского и стал предвестником появления абстрактного искусства. Кандинский задумал новый стиль, известный в настоящее время как лирическая абстракция.
Художник через рисование и черчение имитировал течение и глубину музыкального произведения, окрашенность отражала тему глубокого созерцания. В 1912 году он написал и опубликовал основополагающее исследование “О духовном в искусстве”.