Многие считают Флавицкого мастером одной картины, именно этой, поскольку именно она прославила художника. Картина посвящена авантюристке, самозванке, которая претендовала как наследница на российский престол и этим подписала себе смертный приговор.
Княжна Тараканова – это действительно реально существовавшая женщина, Августа Тараканова, в крещении Дорофея, была родной дочерью императрицы Елизаветы Петровны от тайного брака с графом Алексеем Григорьевичем Разумовским. Жила и воспитывлассь принцесса за границей.
Императрица Екатерина II, опасаясь претендентов на престол, приказала доставить Дорофею в Россию. Императрица ласково приняла Дорофею и, объяснив ей причины столь неожиданного путешествия, принудила принять постриг. Принцессу привезли в Москву, в Ивановский монастырь, и постригли с именем Досифея.
Поначалу пребывание в обители было тягостным. Но свое житейское несчастье Досифея сумела обратить на спасение души: она много молилась, читала духовные книги, трудилась в пользу бедных. Руководил ею на новом пути Митрополит Московский Платон.
После смерти Екатерины II Досифее хотя и не позволяли выходить за пределы обители, но разрешали пускать к себе людей. Скончалась матушка Досифея 4 февраля 1810г, в 64 года, 25 из которых провела в Ивановском монастыре.
Другая княжна Тараканова, самозванка, вероятно, воодушевленная кем-то, или сама узнала о Ивановской матушке Досифее, но она решила воспользоваться этим именем и объявила себя законной претенденткой на престол. Екатерина, конечно, встревожилась, и поручила графу Орлову доставить авнтюристку к ней. Граф сумел завоевать симпатии самозванной княжны и прикинулся влюбленным, а затем обманом привез княжну к Екатерине.
Императрица заключила девушку в Петропавловскую крепость, в камеру, которая обычно во время наводнения на Неве затоплялась.
Впрочем, вокруг этой тайны ходило столько легенд, что сейчас очень трудно отличить правду от вымысла. Но Флавицкий воодушевился этой таинственной историей и написал картину.
Глядя на полотно, почти физически ощущаешь себя в мрачной и сырой камере Петропавловской крепости. Хлынувшая в тюремное окно вода затопляет камеру. Деревянная кровать, на которую, пытаясь спастись, карабкаются крысы, стоит молодая женщина.
Ее поза, воскового цвета лицо, полузакрытые глаза – все говорит о том, что она уже в полуобморочном состоянии, силы покидают ее.
После появлении картины на публике, разразился скандал – ведь художник коснулся тщательно скрываемой тайны царской фамилии. И если бы не триумф, с которым картина была встречена в обществе, эта история могла закончиться для художника печально.