Чуть более ста лет назад художник отложил кисть и в раздумье отошел от картины. Больше знаменитый русский живописец Андрей Петрович Рябушкин так и не прикоснулся к полотну “Князь Глеб убивает волхва на Новгородском вече”, оставив его незавершенным. В середине 1890-х годов художник потерпел неудачу на передвижной выставке с одной из картин и начал поиски принципиально новых решений в области композиции и колорита.
Не сразу удалось найти верный путь, и потому мастер оставляет незаконченными ряд полотен, выполненных в прежнем стиле.
В картинах Рябушкина, рассказывающих об истории русского народа, серия работ, посвященных эпохе Древнего Новгорода, занимает особую страницу. Интерес к этому городу объясняется, возможно, тем, что художник окончил московское Училище живописи, ваяния и зодчества, которое отличалось большим свободомыслием, нежели санкт-петербургская Академия художеств: вопросы республики и демократии волновали умы выпускников училища, чему вполне отвечала идея первой феодальной республики в России. Событие, отраженное на полотне, занимает достаточно важное место в становлении Великого Новгорода.
Вот как описывает его Н. М. Карамзин в труде “История государства Российского”: “Один из кудесников – волхв осуждал в Новгороде веру христианскую, бранил епископа Федора.
Народ слушал его как человека божественного. Епископ призвал новгородцев приложиться к кресту. Но новгородцы толпились вокруг волхва, только князь Глеб с дружиной приложились к кресту. Тогда князь Глеб подошел к чародею и засек его секирою. Волхв пал мертвым к ногам его.
Народ вынужден был приложиться к кресту”. Беспристрастное и спокойное изложение знаменитого историографа не передает всю мятежность данного события.
В “Новгородской летописи”, изданной Санкт-Петербургской археологической комиссией в 1888 году, говорится о том, что”… волхв привлек на свою сторону много новгородцев и…в Новгороде вспыхнул мятеж. Мятежники хотели убить епископа Федора… Князь Глеб с дружиной встал на защиту епископа и начал задавать вопросы волхву, на которые тот отвечал довольно смело и дерзко…”.
Вот тогда и пришлось новгородскому князю Глебу Святославовичу применить силу для сохранения собственной власти и христианства в городе. Художник избрал самый кульминационный момент: упавший волхв уже убит князем Глебом.
Последний грозным взглядом и указующим перстом предупреждает в ужасе отшатнувшуюся толпу о том, что со всяким, кто пойдет против веры христианской, будет то же. Почти замкнув толпу мятежников вокруг князя Глеба с дружиной, художник оставляет небольшой просвет так, что зритель невольно оказывается участником события. Подобное построение композиции было одним из новшеств, внесенных в историческую живопись художниками-передвижниками.
Но не только событие, конкретный факт важны Рябушкину. Следуя лучшим традициям передвижничества, художник словно стирает границы времени, представляя современность и историю явлениями одного порядка, и потому чувства людей, давно ушедших, становятся так близки любому зрителю. М. Агеева, М. Е. Ильина, Л. Смирных. “Нижнетагильский музей изобразительных искусств”. Белый город, 2004