Помимо пейзажей юга России и Крыма, Орловский писал и природу Кавказа. На Всероссийской выставке 1882 года были представлены его картины “Из окрестностей Пятигорска” и “Ручей”. На последней была изображена местность возле Кисловодска – с деревней у ручья и видом на горы.
На картине “Кисловодск” изображен живописный уголок природы.
Сложный и занимательный рассказ призван оживлять пейзаж. Крытые соломой мазанки расположились у подножия горного хребта. В левой части картины изображена группа высоких деревьев и извилистый ручей. На переднем плане – жанровая сценка: три женщины полощут белье в ручье.
В расположении их фигур присутствует определенный ритм: одна из них выпрямилась, другая резко согнулась, третья слегка наклонилась. На берегу ручья – другая сценка: мальчик играет возле матери.
Рядом с ней отдыхает молодой мужчина. Чуть поодаль – три мужских фигуры. Один из мужчин наблюдает за работой женщин, два других о чем-то оживленно спорят. Селение живет своей обыденной жизнью: на веревках развешано белье, в одном из домов топят печь и варят еду – над соломенной крышей клубится дымок; по тропинке важно расхаживают петухи и куры, возле изгороди стоят лошади. Картина написана с использованием специальных эффектов освещения и связанных с ними цветовых рефлексов.
Левая часть картины, замкнутая группой деревьев, сильно затемнена.
Взгляд зрителя, скользящий по легким волнам извилистой ленты ручья, идет в глубь картины – к ярко освещенной ее части, на которой изображены хаты с соломенными крышами и залитые солнцем горы. Эффект глубины в картине усиливается великолепно переданными, как бы плывущими над землей, белыми кучевыми облаками на голубом небе. Виртуозно расставленные цветовые акценты – ярко-красный платок женщины, перекликающийся с красной рубашкой мужчины, – придают картине большую красочность и яркость.
Н. Г. Васильева. “Владимир Орловский”. Белый город, 2007