В 40-50-е годы творческий язык Риберы меняется, его картины становятся более светлыми и радостными. Художник теперь больше склонен к любованию уличными мальчишками, а Святых изображает в образах прекрасных молодых девушек. В его творчество проникают барочные мотивы.
Именно в это время Рибера пишет один из своих самых романтических образов – “Кающуюся Марию Магдалину”. Святая изображена в темной пещере с обращенным Богу взором. На темном фоне пещеры светлыми пятнами смотрятся полное прелести девичье лицо, ее обнаженные плечи, молитвенно сложенные руки и ступни ног.
Покрывало окутывает Святую, образуя причудливые складки, в которых варьируются все оттенки красного. Холодное по цвету синеватое темное одеяние Магдалины контрастирует с красным покрывалом, усиливая общую эмоциональность полотна.
Как противовес темной пещере, – ширь светлого бело-голубого неба за ее пределами. Картина происходит из королевской коллекции. Возможно, она была приобретена у потомков известного испанского коллекционера Херонимо делла Торре, в собрании которого было много работ Риберы.
Считается, что моделью художнику послужила его дочь.