Свой творческий путь венецианец Антонио Каналетто начинал театральным декоратором, следуя по проторенной отцом, тоже театральным художником, Бернардо Каналем, дороге. Известно, что живописец пользовался “камерой-обскурой” – оптическим прибором, позволявшим очень точно запечатлевать различные панорамные виды.
Однако очевидно, что первоначальная театральная практика выработала в нем тонкое чувство аранжировки пространства, замечательное умение использовать перспективу. Работы Каналетто производили фурор, а богатые путешественники, желавшие сохранить память о Серениссиме, получить “экспортный вариант венецианского мифа”, своими бесчисленными заказами сделали его богатым человеком. Однако соседние города в области, принадлежащей Венецианской республике, также были предметом внимания художника.
С 1746 по 1756 мастер жил и работал в Англии. Термин “каприччо” стал популярным в Италии с конца XVI века. Противопоставляя себя уже утвердившемуся натурализму караваджизма, некоторые художники ратовали за свободу фантазии.
Таким образом, в упомянутом жанре стали возможны соединение реального и выдуманного мотива, причудливые руины, игра света и тени, иногда фантастические образы. Когда-то Ворота Портелло служили въездом в город Падуя.
Каналетто сочетает античные и готические руины, покрывая старые постройки проросшим на них кустарником. Так он иллюзорно связывает воедино природные мотивы и искусственные объемы строений. В его искусстве появляется излюбленный образ: изображение величественного небесного пространства с бегущими облаками, которые отражаются в текучих водах.
Оба пейзажа, данный и считающийся парным к нему “Каприччо с античными руинами и строениями”, были столь популярными, что их часто копировали.