В 1890 году на Выставке Независимых Художников Сера представляет несколько картин, среди которых особое место занимает “Канкан”. Эта работа, подобно “Пудрящейся женщине”, наполнена тонким юмором. В ней можно даже подметить элементы карикатуры, которые были характерны для оформления плакатов и афиш тех времен.
“Канкан” сразу же становится предметом горячих дискуссий критиков. Некоторые находят в ней отголоски теории Шарля Анри об экспрессивности линий и цветов, в соответствии с которой изобилие линий, как и доминирующий красный цвет на картине, обозначают веселье и радость. Конечно, не исключено, что работая над “Канканом”, Сера использует некоторые из основополагающих принципов теории Анри.
Однако все-таки более вероятно, что он остается верен своему творческому кредо – не зависеть ни от кого и полагаться только на собственное мнение. Его картины никогда не будут иллюстрациями для чьих-то теорий, потому что, изучая эти теории, Сера как бы пропускает их через себя, и зритель созерцает то, что явилось результатом работы ума и таланта самого художника.
Критика настойчиво сравнивает “Канкан” с юмористическими рисунками и плакатами из кабаре – настолько бросается в глаза схематическое изображение персонажей, очень далекое от натурализма. Чтобы запечатлеть движение, Сера разрабатывает необычайно сложный “механизм”, объединяя изогнутые и прямые линии на плоскости, где благодаря безупречной композиции для каждого, даже самого незначительного, элемента определено его место. Однако Сера пытается не только передать движение.
Он хочет – и это тоже новшество – выразить атмосферу веселья, но веселья деланного, как и положено для такого мотива.
Ощущения подобного веселья, столь чуждого его натуре, художник достигает посредством выбора линий и цветов. Но к этому добавляется и определенная доля юмора. Стилизация, к которой стремится художник и которая позволяет ему безошибочно создавать декоративные эффекты, также усиливает карикатурность изображаемого. Он создает иронически окрашенный образ зрителя с профилем жирного поросенка на первом плане; подчеркивает слащавое личико первой танцовщицы и щегольскую позу танцора, который выгибается за ее спиной; усиливает нелепость женских бантов или задравшихся в стремительном порыве танца фалд фрака…
По мнению Синьяка, Сера своей картиной хотел показать “упадок морали и опошление эпохи”, в которой им приходится жить.