В 1802 году в жизни и творчестве Уильяма Тернера произошел перелом – после подписания Амьенского мирного соглашения, ставшего короткой передышкой в череде Наполеоновских войн, двадцатисемилетний художник впервые получил возможность совершить долгожданную поездку в Париж, французские Альпы, Швейцарию и Нидерланды.
Тогда-то и появились его знаменитые путевые альбомы – даже во время кратких остановок Тернер успевал сделать десятки набросков, сопровождая их пометками, какого цвета должна быть та или иная часть композиции. Впрочем, уже заканчивая работу в мастерской, он редко стремился к топографической точности: изменчивость природы, воздушная атмосфера и особенности освещения, присущие данной местности, интересовали мастера гораздо более чем детали ландшафта.
В Париже Тернера ждало знаменитое собрание Лувра, значительно пополненное Наполеоном во время военных походов. Шедевры Рафаэля и Корреджо. Пуссена и Тициана открыли молодому англичанину новые вершины, а заодно и сложную иерархическую систему жанров, принятую в континентальных Академиях и лишь отчасти действовавшую в британской школе, редко обращавшейся к историческим и мифологическим сюжетам.
В силу особенностей пуританской культуры, англичане традиционно отдавали предпочтение семейным портретам на фоне живописных уголков парка или изображениям любимых собак и лошадей.
В период массового увлечения различными историческими эпохами, британские художники остроумно выходили из положения, заменяя героические сюжеты сценами из шекспировских пьес и романов Вальтера Скопа. Лондонская Королевская Академия художеств была в меньшей степени подчинена иерархии жанров, нежели Академия изящных искусств в Париже или. например, петербургская Императорская Академия художеств. Стране, к началу XIX века имевшей длительный и стабильный опыт ограниченной монархии, был чужд имперский пафос абсолютизма.
Вероятно, по этой причине британские коллекционеры не спешили приобретать монументальные полотна французских классицистов, отдавая предпочтение идиллическим пейзажам Клода Лоррена, которыми еще в юности восхищался Тернер.
В отличие от большинства своих коллег, редко покидавших пределы Англии, Тернер совершил классическое образовательное путешествие по Европе в лучших традициях XVIII столетия и пришел в восторг от живописи “большого стиля”. Прирожденный пейзажист, он считал вершиной мастерства художника монументальное историческое полотно и впоследствии неоднократно делал попытки создать “великую картину” своей жизни. Произведения, исполненные мастером после первого путешествия в Европу, принесли ему известность не только в Британии, но и на континенте – здесь увидели и оценили попытку англичанина следовать узнаваемым образцам.
И все же даже в самых масштабных исторических полотнах Тернер пейзажист неизменно брал верх: герои картины “Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы” меряны среди грандиозного пейзажа, трактовка которого достаточно далека от канонов академизма – слишком сильно на чувства художника повлияла снежная буря, застигшая его на одном из альпийских перевалов.