Картину Жана Оноре Фрагонара “Качели, или Счастливые случайности качелей” принято считать образцовым примером галантной живописи. В самом деле, здесь есть все признаки галантного жанра: дама и кавалеры в парке, пикантный сюжет, амуры и т. д. Однако, как эта картина Фрагонара занимает ключевое место не только в истории галантной культуры XVIII века, но и в истории визуальности и напрямую связана с просветительской реформой видения.
Программа “Качелей”, составленная заказчиком, бароном Сен-Жюльеном, известна со слов Габриэля Франсуа Дуайена, исторического и религиозного живописца, к которому первоначально обратился Сен-Жюльен. Рассказ Дуайена в передаче Колле таков: “Поверите ли, – сказал мне Дуайен, – через несколько дней после появления в Салоне моей картины “Святая Женевьева” один знатный человек послал за мною, чтобы заказать мне картину… Он был в своей “холостой квартире” со своей возлюбленной…
Он начал с любезностей и похвал, а кончил, сообщив, что мечтает заказать мне картину… “Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам на качелях, которые раскачивает епископ. А меня вы поместите таким образом, чтобы мне были видны ноги этого прелестного создания; и чем более вы захотите внести веселости в этой произведение, тем будет лучше”. Признаюсь, – говорил Дуайен, – что это предложение, которого я никак не должен был ожидать ввиду характера мотива, лежащего в его основе, сначала меня смутило и заставило буквально оцепенеть.
Я, однако, оправился достаточно быстро, чтобы ответить почти сразу: “Ах, мсье, надо добавить к вашему замыслу туфельки мадам, взлетевшие в воздух и подхваченные амурами””.
В конце концов, Дуайен отказался от заказа, рекомендовав вместо себя Фрагонара. На картине Фрагонара епископ превратился в некоего молодого человека, но сам заказчик действительно изображен в той позе, которую и хотел. Туфелька действительно летит в воздух, однако амур ее не подхватывает.
Но амуры все же есть – в виде парковых скульптур: амуры с кувшином и “Грозящий амур” Фальконе. В картине большая часть полотна занята изображением густой зелени сада – на первом плане справа старый узловатый ствол, буйное сплетение ветвей у верхнего края, солнечный просвет в глубине, мелкими мазочками выписанные цветы и листья на первом плане. На этом фоне выделяется пышный и сложный силуэт розового платья молодой дамы; оно вздувается и разлетается от движения качелей.
Это коралловое пятно сияет переливами красочных нюансов.
Переходы тона от светлого к густо-розовому завершаются красной полосочкой подушки на качелях. Сама круглолицая красотка написана, конечно, без претензии на глубину характеристики; в ее глазах и улыбке лишь мелькает выражение испуга и озорства. Епископа Фрагонар заменил более скромной фигурой, а владелец “прелестного создания” изображен совсем юным кавалером.
Розовая туфелька взлетает в воздух, но амуры превратились в мраморные изваяния, как бы созерцающие происходящее.